В современной истории первое гродненское олимпийское «золото» Елена Волчецкая завоевала в далеком 1964 году
11 апреля 2020 — 16:28 3462
Гимнастика спортивнаяГимнастика спортивная
Автор: Наталия Аплевич

В современной истории первое гродненское олимпийское «золото» Елена Волчецкая завоевала в далеком 1964 году

Волчецкая Елена Владимировна (04.12.1943) – чемпионка XVIII Летних Олимпийских игр в Токио по спортивной гимнастике в командных соревнованиях. Четырехкратная чемпионка СССР в опорном прыжке (1960-1962, 1965 гг.), двукратная чемпионка СССР в упражнениях на бревне (1963, 1964 гг.). Заслуженный мастер спорта СССР, Заслуженный тренер Республики Беларусь, Почетный гражданин г. Гродно. Доцент кафедры теории и методики физической культуры. Гродненский государственный университет имени Янки Купалы – ее второе и окончательное место работы после большого спорта и детско-юношеской спортивной школы. Она смогла найти время в плотном рабочем графике для увлекательной беседы.

В детстве Леночка вовсе не мечтала быть гимнасткой или тренером, она хотела стать… летчиком и прыгнуть с парашютом, чего не могло случиться в Гродно ее юности. Она очень много читала, начиная с пятого класса. Увлеклась книгой Каверина «Два капитана», посмотрела одноименный фильм, затем о Маресьеве. Перечитала все о Серове, Чкалове, Водопьянове, Гризодубовой. Осипенко.

- У меня все промокашки были изрисованы самолетиками (авт. - мягкий листок в тетради для быстрого высыхания чернил), - рассказывает Елена Владимировна. Я все знала, обо всех. Но Николай Федорович Третьяк, учитель физкультуры, который завел меня на гимнастику, когда узнал, кем я хочу быть, так рассеялся на всю Советскую улицу, что как-то все сразу померкло. Но авиация у меня до сих пор в первых рядах.

В детстве будущая прима спортивной гимнастики лазила по деревьям, бегала по стройкам. Гродно восстанавливался после Великой Отечественной войны.

- Родителям некогда было нас воспитывать. Мы носились по дворам, у нас свои компании были, мы играли в свои игры, приходили чумазые какие-то подрапаные, поцапрапанные.

Со времени завоевания первой гродненской олимпийской медали прошло 56 лет. Но все перипетии, связанные с подготовкой и выступлением в Токио, она помнит до мельчайших подробностей. Обладает феноменальной памятью от природы. Может поименно назвать всех своих школьных учителей, многих своих выпускников, которые вышли из стен техникума физкультуры и университета, начиная с 1968 года. До самой смерти Елене звонил ее знаменитый тренер Ренальд Кныш и всегда спрашивал: «А ты помнишь, кто с тобой тренировался?». Я всех помню».

- Я удивляюсь, - говорит Елена Владимировна, - что у меня с ним сложились отношения. Я спорила, доказывала, объясняло что-то. Не знаю, делал ли он какие-то выводы из моих бесед.

Кстати, на одной из встреч со спортивным активом Гродненской области Ренальд Иванович говорил, что если готовить олимпийского чемпиона, то надо не учебно-тренировочной группой заниматься, а выбрать 1-2 человек и вести их, только тогда можно сделать чемпиона.

- Вот тут я с ним не соглашалась, потому что два спортсмена мало, пятнадцать, конечно, много. Но пять деток как раз. Они все будут разные. Из того, кто самый-самый, может ничего не получиться. А из тех, которые не очень, может выйти чемпион. Я одна из них. Это мои способности.

Елена Владимировна удивительно проникновенно читает стихи. Потому что ее школьная учительница по литературе Софья Ивановна Терещенко часто заставляла декламировать поэзию и участвовать в конкурсах.

- У меня вообще-то счастливая жизнь, - продолжает Елена Волчецкая. Я как-то пересмотрела ее с первого класса. Отношения со всеми были прекрасные. Никаких скандалов с учителями или наговоров, что ученик такой-сякой. Очень доброй была старенькая-старенькая Анна Семеновна, которая носила платок и всегда была в нем. Я училась и окончила родную восьмую школу в Гродно. Кстати за первый класс имею то, что Ленин имел – похвальный лист! Тогда давали. Нашла его случайно в своих дипломах. У меня был запас знаний, потому что я хорошо училась в школе. Когда в  9-10 классе приезжала с соревнований, и меня вызывали к доске, учительница биологии Александра Ивановна Карпова все говорила:  «Какую девочку гимнастика испортила».

В предолимпийский год со сборов в Москве и Германии я приехала в Гродно к концу апреля. Мне в институте надо было сдавать очень много, всё – зимнюю сессию и госэкзамены! Я кинулась сдавать, сдавала, сдавала и застряла на историческом материализме. Сейчас этого предмета нет. Мы изучали диалектический, исторический материализм, историю КПСС, толстенный такой учебник, знали труды Ленина. Вообщем, я не получила оценки по этому предмету. Никаких поблажек. Мне никто не помогал. Я ничего не говорила,  стеснялась. Я не такая смелая, как кажется на первый взгляд.  Был запас знаний, я все диктанты писала прекрасно, русские и белорусские, в математике высшей где-то спотыкалась, которая была на начфаке (авт. – факультет начального образования). И физиология, и биология. Нас же учили музыке, на баяне играть, сдавала пение. Было разнообразие, скорее всестороннее развитие. Из-за исторического материализма пришлось брать академический отпуск и сдавать  на следующий год, с другой группой, с другим курсом. Очень жаль, потому что наша группа была такая сплоченная,  такая заводная. 

Были ли в Вашей жизни такие же яркие события, как Олимпийские игры, по эмоциям, по значимости?

- Наверно, какие-то были, просто жизненные. Если говорить о спортивных событиях, то, конечно, таких эмоций не было. Насколько помню, и  вспоминала, по поводу того, что я стала олимпийской чемпионкой не было никаких эмоций. А были эмоции, что мы все стали олимпийскими чемпионами – наша команда. За себя мало переживаешь, особенно, когда есть ситуация, когда соперники вот-вот на пятки наступают, а начинают падать наши. Там вообще чуть ли не паника существовала.

Кто с вами тогда был в команде?

- Все корифеи – Латынина, Астахова,  Манина (Ленинград), Тамара Люхина, (Замотайлова) из Воронежа, я, Людмила Громова из Москвы, которых сейчас вообще никто не знает и не слышит. Тогда мы были в одной связке, в Союзе. Потом встречались на соревнованиях, но редко. Тем более сейчас, когда мы стали самостоятельными.

Каждая медаль, тем более олимпийская - особый случай. В чем уникальность Вашей золотой награды в Токио?

- Ренальд Иванович говорил, что в 1964 году должно было случиться со мной то, что потом случилось с Ольгой Корбут (авт. - Олимпийские игры в Мюнхене-1972). Когда Ольга выступала, уже были какие-то новшества, когда я – еще  никто не прыгал с поворота, еще стойки на брусьях не делали.  Но не получилось, в связи с тем, что перед Олимпиадой я  была три месяца на сборах без своего тренера. Может, если бы у меня был хороший грамотный тренер!

Также, как в школе. Учились вы у одного учителя, перевели к другому учителю. Для того, чтобы пойти, как раньше, не получается. Учитель не хочет, потому что ты соперница его ученицам. Но даже не это главное. Методики разные. Ведь кнышовская методика была другая, чем общесоюзная. Потому что Кныш добивался выполнения одного какого-то упражнения до такой степени правильности, чтобы оно было выполнено идеально. Он соединял несколько половин, и получалась комбинация, А, когда я была на предолимпийском сборе, там всё комбинациями выполняли, а научные сотрудники ходили, графики чертили, кто больше комбинаций выполнит, значит, тот лучше тренируется. А ведь количество убивает качество.  Вот со мной это и случилось.

Если бы Кныш, как сейчас делается, поехал со мной, то был бы фурор. Но… что получилось, то получилось. Вообще-то, благодаря мне, выиграла команда Советского Союза. Но никто не говорит, никто не вспоминает. (смеется). Сейчас мне это как-то… Но это было.

Как это было?

На второй день соревнований мы выигрывали у чехов с Верой Чеславский 0,7 десятых балла. Чтобы проиграть, достаточно было только упасть и всё! У нас первый снаряд – брусья. Я иду третьей за Тамарой Маниной. А она работала без накладок и без магнезии. У нее должны быть чистые жерди, Она так работала и на тренировках никогда ничего не случалось.

Разминка. Минута каждому. Мы разминались, кто как идет – Людмила  Громова, Манина. Я  за жерди, и так вжик … и съехала, второй раз сделала – съехала, третий раз – съехала. Что делать? Лезть туда бесполезно, я грохнусь и не встану оттуда. Думаю, ладно я свое время не буду тратить сейчас. Они все разомнутся, а время останется, и жерди натрут магнезией. Я тогда разомнусь. Посмотрела на Ренальда Ивановича, который сидел на трибуне. Он только покрутил пальцем у виска и все. Пошла и села. Думаю, ладно, зачет по пяти, запорюсь, так запорюсь, ну что делать. А тут идет Громова, садится. Идет Манина, там у нее такой был элемент – на  верхнюю жердь продеть ноги, оборот. Она «втывается», как мы говорили, в узел завязывается, такой что не выбраться. Иногда бывает, что обыграть можно. Уже там потеряно полтора балла. И я пойду, ничего тоже. … Это первый снаряд, если бы был какой-то другой, а то первый… Вызвали меня. Надо идти, надо… Стою…

И почему-то я долго не начинала. Стояла долго. Я никогда так не делала. Рньше меня вызывали, я выходила. У каждого был свой подход. Один стоял в углу молился, кто-то еще что-то, я выходила, и сразу все делала. А я стала перед жердью, и ее не вижу. Настолько психологически было тяжело: «Как мне быть, уже никак нельзя проиграть, и 0,7 балла… Ну, никак нельзя! Стояла, стояла… Потом пришлось начать. И я все сделала! То ли это такой настрой был?..

Может такая злость положительная помогла?

- Злости у меня точно не было. Только я думаю: «Ну, теперь выхода нет. Надо!  И все, как положено, сделала. Никто, никогда не вспоминает.

А девчонки Вам потом «спасибо» сказали?

- Нет! (авт. - Е.В. почти вскрикнула). Даже никто не заметил, никто не сказал, будто так должно быть. Ни один тренер, никто! А ведь мы у чехов выиграли…

Какой век у спортивных гимнасток был в Ваше время?

- Сейчас очень короткий. В мое время век был ого-го… Если Латыниной было почти 30 лет на Олимпиаде, а мне 21. Гимнастика  помолодела с 1972 года от Ольги Корбут. Она поехала на Олимпийские игры почти в 17 лет.

Именно Елена Волчецкая рассмотрела природный талант в хрупкой угловатой девчушке, которая через 10 лет стала иконой стиля спортивной гимнастики. Работая в детско-спортивной школе, она взяла Ольгу в учебную  группу, несмотря на сопротивление Кныша.

- Он категорически был против: «Не будет из нее гимнастки, даже не бери». Я же со своим характером, то ли упрямством не послушала Ренальда Ивановича. Мы работали с ним в одном зале. Я еще издевалась, всегда говорила: «Ренальд Иванович, ваши девочки не делают, что Ольга. Ваши нет, а Ольга делает».

Как-то я уезжала на соревнования и попросила его позаниматься с моими девочками. Потому что разбегутся, пока приедешь. Он не сказал ни «нет», ни «да». Приезжаю, он меня сразу встречает с улыбкой и говорит: «Лена, отдай мне Ольгу». А зачем она вам? Она не будет гимнасткой (авт.- смеется). У меня ведь тоже характер. «Ну, отдай. Она будет, может, такая, как ты». Но для вас не только я не эталон, но и Латынина. Он ответил: «Да, у меня свой эталон. Я знаю, кто должен кем стать». Так она же не станет. «Ну, отдай». У меня, наверно, хватило разума. Ну, что, иди. Когда я ушла с тренерской работы, многие говорили из-за того, что сама отдала Ольгу. Я в полной мере осознаю, что правильно сделала. Потому что тогда не была еще готова готовить олимпийских чемпионов.

Ольга после своего триумфа на Олимпиадах, была как икона. Надо понимать, что на нее свалилось в таком возрасте. Не знаю, кто бы был лучше. Когда она уехала в Америку, средства массовой информации, вместо того, чтобы как-то понять чуть-чуть, только нагнетали обстановку. Ей пришлось многое терпеть. 

За несколько десятилетий педагогической деятельности Елена Владимировна выпустила ни одно поколение учителей физкультуры, которым постаралась привить особое отношение к  своему детищу – спортивной гимнастике. О любимом виде спорта она говорит, как великий творец, профессионал самого высокого класса. И очень сожалеет, что в программе школьного образования гимнастика умирает. Вдобавок, современные дети не отличаются крепким здоровьем.

Что изменилось? Современные дети подрастеряли бойцовские качества, волю, мужество, стали более балованными?

- В спорте, честно говоря, не слишком забалуешь. Там же, как конвейер включается. Вперед, вперед, больше, лучше, пошел и пошел. Посмотрите, как гимнастика изменилась вся… А современные дети, школьники, даже студенты наши, мы видим, они физически очень слабые. Поэтому я иногда задумываюсь, если мы останемся на таком же уровне, то будем терять спорт.

Что же тогда ожидает гимнастику, можно ли спрогнозировать ее будущее и найти пути выхода из создавшегося положения?

- Очень сожалею, что мой родной вид – спортивная гимнастика,  я иногда говорю умирает, иногда говорю, ее убивают. Но гимнастика, умирая, после себя порождает новые виды. Их сейчас не перечесть – фитнес, шейпинг, ритмическая эстетическая, оздоровительная гимнастика. Я считаю, что это безвыходное положение. Не хочу отрицать, что это не нужно, плохо, это тоже хорошо. Но все-таки, я считаю гимнастику таким видом, который позволяет в других видах спорта  достигать высоких спортивных результатов. Не буду перечислять тех великих спортсменов, которые занимались гимнастикой и потом по каким-то причинам ушли в другой вид – они стали олимпийскими чемпионами.

Гимнастика готовит всесторонне. Развивает те качества, без которых ни один вид не обходится. Возьмите батут, прыжки с шестом. Она развивает не только координацию, ловкость, которая нужна, например в играх. Она развивает еще и смелость, хотя может показаться, что это какой-то блеф. На гимнастике ребенок вращается в простом кувырке вперед, встает, и вдруг голова кружится, он ничего не может. Это же и вестибулярный аппарат тренируется, и равновесие, и смелость. Попробуйте кого-то заставить сразу прыгнуть на 3-4 метра с шестом.  Когда это где-то, как-то попробовано, совсем другое дело. А батут? Даже нечего сравнивать. Почти все батутисты – гимнасты. А у нас, получается, гимнастку выбросили.

Вид спорта – спортивная гимнастика – это одно. Но кто знает, что существует три вида гимнастики – образовательно-развивающие виды,  в которые входят основная гимнастика, детские сады, школы, вузы и население преклонного возраста. А не та гимнастика, которую на Олимпийских играх выполняют на снарядах.

Значит, отношение к гимнастике изменилось на самом первом уровне – в общеобразовательной школе?

- Когда я училась сама, вторая четверть была отдана под гимнастику. Сейчас распоряжением Министерства образования гимнастика отдана на откуп учителям физкультуры. Считается, что гимнастика многострадальная, потому что все боятся травм, как будто в баскетболе или легкой атлетике нельзя сломать ногу или руку. Она такая же. Но в гимнастике сложно, не посидишь, не свиснешь в мяч, играйте. Там надо быть рядом и надо быть еще грамотным. Сейчас что-то должно случиться, потому что так не может продолжаться. Мы бываем, видим, что в школах на практике делается. Родители за своих чад так боятся! Что ни посмотри как-нибудь строго, ни то, что косо, и уже будешь врагом. А если ты его как-нибудь подкинешь или за руку дернешь, то можешь в милицию попасть. Еще живые примеры. Приезжают заочники на сессию и рассказывают. Гимнастику давят «зачем эта гимнастка, травматизм», выбрасывают последнего «козла», последний канат, чтобы не было травматизма.

Елена Волчецкая требовательно относится в своей профессии. Она - доцент кафедры теории и методики физической культуры Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Считает, что «Грамотный специалист физкультуры и спорта, как хирург, который выполняет сложные операции». Она прекрасно знает проблему изнутри и огорчена отдельными студентами.

- К нам кто приходит? Школьники учиться на учителей физкультуры,  которые иногда, извините, не могут правильно сделать поворот налево-направо. Были такие случаи. А уж двигательное развитие редко у кого наблюдается. С другой стороны, платное образование охладило всю учебу. Молодые люди просто не хотят учиться, потому что заплатили и получат диплом. Они даже говорят: «Что вы от меня хотите. Я все равно работать в школе не буду».Если приходит молодой человек получать высшее образование и может наклониться только на 30 градусов, если он подтягивается только полтора раза. Какой это, извините, физкультурник или солдат?

Елена Владимировна рассказывает, что из-за ее преподавательской требовательности многие студенты сначала злятся и обижаются. Гордится и радуется, что через годы в городе или общественном транспорте выпускники техникума физкультуры и университета обмениваются с ней новостями о работе и личной жизни, рождении внуков. Однажды, в троллейбусе ей предложила кресло женщина со словами; «Я не могу не уступить место музе моего мужа». Оказалось, она жена одного из выпускников, в семье которого хорошо знают Елену Волчецкую, как строго и любимого преподавателя.

Елена Владимировна убеждена, что самые грамотные специалисты – ее ученики – были из поколения до 1990-ых годов. Потом распалась огромная страна, жизненные ценности изменилась. Другими стали родители и дети. Нынешних студентов ей откровенно жаль.

- Иногда даю задание, а они не хотят заниматься, им не надо. Я всегда объясняю, как выполнить упражнение, но они не задумываются, что развивает это упражнение, какую пользу приносит. Ведь любое гимнастическое упражнение развивает если не ловкость, то выносливость, если не силу, то гибкость и так далее. Как пустить в школу человека, который не знает, как поставить задачу урока физкультуры, который не знает и не умеет делать элементарных упражнений в подготовительной части урока? А подготовительная часть урока баскетбола и легкой атлетики, и чего хотите, по существу гимнастическая. Потому что там разновидности передвижения готовят организм к основной части. А если студент не знает и не понимает? Он говорит: «Мама и папа платят деньги за учебу. А я не буду работать по диплому. Я пойду в милицию или МЧС,  еще куда-нибудь». Очень печально, если они не попадают, куда хотят, и приходится идти в школу. Цепочка тогда и начинает развиваться. У нас еще недопонимание, мы только гимнастические упражнения учим. Они настолько простые, что если бы вышли в город и дали программу, поставили к снаряду, полгорода их бы сделали. Взять подъем переворотом, перемахнуть одну ногу, вторую, и махом вперед соскочить.

Вы сейчас какое-нибудь упражнение можете сделать?

- Думаю, что фору могу дать по всяким упражнениям олимпийской программы. А по учебной программе в силу своей травмы нет, особенно,  если показываю наклоны.

Ваше отношение к переносу Олимпийских игр в Токио на 2021 год. Может, стоило их отменить или провести без зрителей?

- У меня двоякое понимание. Я считаю, если отменить – это сдаться, и тогда начнется «атомная война» в спорте. Тогда все нарушится. Надо провести и все. Какие уже там будут результаты, что уже получится, кто первый, кто пятый будет – не важно. Но Олимпиаду провести  надо! Елена Владимировна с упором произносит глагол «провести».

На вопрос: «Чем увлекаетесь, кроме спорта?» олимпийская чемпионка ответила коротко.

- Я вообще-то не такой уж увлекаемый человек. Работа и работа. Я постоянно на какой-то встрече в школах или университете. Иногда говорю: «Ищите других героев». (Авт. – смеется). - И очень мало рассказываю о своей семье.

Какие черты характера Вам присущи?

- От меня никто не отнимет трудолюбие. Потому что, благодаря трудолюбию, я вообще-то стала тем, кем я есть. Почему, когда Николай Третьяк нас привел на гимнастику человек пятнадцать, осталась я одна.  Они отсеялись, кто испугался, кому не понравилось. И сейчас думаю, а почему я осталась. Я за компанию тоже могу….(смеется). И прихожу к выводу,  что мне было интересно. Там надо было что-то преодолевать всегда. Показали упражнение, надо выполнять. Еще настойчивость, может быть, даже иногда настырность какая-то. Если я что-то не сделаю, думаю, может, сделать потом. Нет, это надо сделать в этот раз. И еще  самодисциплина.

Вы с Интернетом дружите?

- Дружу, но хотелось бы лучше. Не то, что времени нет, у меня почему-то внутреннее сопротивление идет. Особенно, когда получаю сообщение: «Привет, с праздником!». Ты кому его шлешь, столу? Лучше по телефону сказать: «Привет, с праздником!». Уже какие-то чувства видны, общение. А когда начинают отправлять стикеры,  однословные послания, - для меня это пустой звук. Хотя понимаю, веяние времени. Люди сейчас сваливают на то, что сейчас другое время. Но, считаю, что человек остается в любом времени. И у него должны быть какие-то свои законы. Я терпеть не могу нецензурной брани, особенно когда ругается молодежь. Сама себе никогда не позволяю. Все-таки мы сейчас перестали говорить о самовоспитании. Никто человека не воспитает так, как он воспитает сам себя. Только сам.

Что помогает Вам оставаться такой позитивной, энергичной, доброжелательной, с хорошим чувством юмора?

- Может быть, я так хорошо чувствую себя из-за того, что где ни встретятся мои выпускники, где я ни выступаю, я испытываю тепло, отношение,  которое приятно. Притом, это отношение не наигранное.

Я была факелоносцем накануне II Европейских игр, когда по Гродно шла эстафета огня. Люди на площади Ленина сидели и ждали нас. Рассказывали, что в момент передачи мне факела, зрители аплодировали. Стою на сцене. Меня не объявляют. Думаю, забыли. Как тихонько уйти. И встретилась глазами с ведущим. Я спокойно железно посмотрела, а он так хитро. Думаю, а что тут деется вообще-то. Мне не уйти, не убежать, в первом ряду стою. Когда объявили меня, вся площадь поднялась. Зрители устроили такую овацию, что  я никогда не думала, что меня так знают.

Елена Волчецкая вошла в историю мирового, белорусского и, главное, гродненского спорта. Она – живая легенда, символ мужества и подражания, огромной душевной и физической красоты. Гродненцы искренне любят свою олимпийскую чемпионку!

Фото из открытых источников и архива Управления спорта и туризма Гродненского облисполкома



Фотогалерея новости

Елена Вочлецкая, чемпионка Олимпийских игр по спортивной гимнастике 1964 года. Гродно.


Видео новости


Читайте также

виды спорта

Бадминтон Баскетбол Бокс Борьба вольная Борьба греко-римская Велосипедный спорт Волейбол Волейбол пляжный Гандбол Гимнастика спортивная Гимнастика художественная Гребля академическая Гребля на байдарках и каноэ Дзюдо Каратэ Конный спорт Легкая атлетика Парусный спорт Плавание Прыжки на батуте Стрельба из лука Стрельба пулевая Скандинавская ходьба Таэквондо Теннис Теннис настольный Тяжелая атлетика Фехтование Футбол Хоккей на траве Биатлон Лыжные гонки Хоккей Боулинг Бильярдный спорт Воздухоплавательный спорт Гиревой спорт Кикбоксинг Мини-футбол Ориентирование спортивное Пауэрлифтинг Парашютный спорт Самбо Таиландский бокс Танцы спортивные Туризм спортивный Шахматы Шашки Туризм Пожарно-спасательный спорт Рыболовный спорт
 


 

Лично для Вас в понятие здоровый образ жизни входит понятие спорта?